Выступления

28.04.2023

Микроэлектроника, станкостроение и электробусы: узнали, на что сделали ставку в ЕАЭС в промкооперации

Работать выгодно сообща

Евразийская экономическая комиссия в тесном сотрудничестве с государствами ЕАЭС разрабатывает новый формат финансирования проектов промышленной кооперации. Он может быть внедрен на наднациональном уровне уже начиная с 2024 года. Новые ­условия поддержки позволят промышленным предприятиям реализовать значимые стратегические проекты, сделав основной упор на многосторонние инициативы с интеграционным эффектом. Новые возможности и предлагаемая льготная схема позволят эффективнее продвигать инициативы бизнеса, существенно увеличить взаимные инвестиции между странами и число рабочих мест, повысить устойчивость производственных комплексов и продвинуть импортозамещение. Какие еще разрабатываются стимулы для развития промкооперации в Евразийском экономическом союзе, рассказал директор Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Николай Кушнарев.

Проекты на вырост

— Николай Геннадиевич, как сейчас развивается промышленная кооперация в ЕАЭС и какие наиболее значимые проекты можно выделить?

— Для начала отмечу, что в 2022 году объем промышленного производства ЕАЭС остался практически на прежнем уровне по отношению к 2021 году. Темпы роста обрабатывающей промышленности, несмотря на непростые экономические условия, снизились незначительно — на 1,3 процента. Что касается Беларуси, то страна успешно адаптируется к изменившимся внешним условиям и расширяет свое участие в совместных проектах с партнерами по ЕАЭС. В этих условиях Евразийская экономическая комиссия системным образом концентрирует свою работу по отраслевому сотрудничеству.

Важным направлением многосторонней работы является углубление кооперации в авиастроении на площадке Евразийской экономической комиссии, начатое по поручению глав государств — членов ЕАЭС в 2020 году. Уже сегодня Беларусь и Россия активно сотрудничают в сфере производства, ремонта и модернизации авиатехники, а также производства деталей и сборочных единиц.

В машиностроении Беларусью и Российской Федерацией финансируется совместный проект по производству лесозаготовительной техники на базе ООО «Амкодор-Онего» — харвестеров и форвардеров, предназначенных для валки деревьев, обрезки сучьев, раскряжевки ствола, погрузки и трелевки лесоматериалов. В деревообрабатывающей промышленности российский лесопромышленный холдинг «Сегежа Групп» наладил сотрудничество со Светлогорским целлюлозно-картонным комбинатом в части поставки сырья и материалов, а также с Мозырским деревообрабатывающим комбинатом — предприятие планирует поставлять в Россию высокопрочные OSB-плиты для деревянного домостроения нового типа.

Еще один перспективный белорусско-российский проект — «Евразийский электробус». Он нацелен на популяризацию и развитие производства электротранспорта в ЕАЭС и будет реализован в несколько этапов. На первом этапе совместно с уполномоченными госорганами и представителями бизнеса наших стран мы сформировали перечень критических комплектующих, узлов и материалов, а также составили список компаний, обладающих необходимым производственным и технологическим потенциалом. При поддержке Министерства промышленности Республики Беларусь мы уже провели несколько выездных заседаний на предприятиях, заинтересованных в реализации данного проекта.

Также совместно с Национальной академией наук Беларуси были подготовлены предложения по развитию электромобилестроения в государствах — членах ЕАЭС.

Одним из важных факторов для развития данного направления является создание зарядной инфраструктуры. И здесь мы планируем рассмотреть опыт Беларуси по строительству супербыстрого зарядного комплекса в Минске, который включает зарядные станции, систему накопления энергии, магазин безоператорной торговли и систему умного города. Если такой опыт будет признан целесообразным для масштабирования в рамках союза, мы готовы сформировать дорожную карту по развитию супербыстрых зарядных комплексов в государствах-членах до 2030 года.

Помимо России, которая остается крупнейшим торгово-экономическим и инвестиционным партнером Беларуси, Минск активно развивает кооперационное сотрудничество с Казахстаном. В частности, обсуждаются проекты в области инновационной пожарной, дорожно-строительной и коммунальной техники. Реализуется проект по локализации в Республике Казахстан производства кабин для тракторов МТЗ. Уже построен корпус в городе Костанае, идет работа по закупке оборудования. Аналогичные планы есть у МАЗа и «Гомсельмаша».

«Могилевлифтмаш» выступил с инициативой о создании в Армении и Кыргызстане сборочного производства с частичной локализацией. В этих странах белорусские лифты хорошо знают и они пользуются высоким спросом. В Кыргызстане Беларусь также создает производство трансформаторов, кыргызские радиаторы активно используются в белорусской промышленности.

Выгодной темой для двустороннего сотрудничества Беларуси и Кыргызстана может стать легкая промышленность. Здесь также может быть создано совместное производство: белорусская сторона заинтересована в производителях шерсти, хлопка и кожи из Кыргызстана.

Создание новых кооперационных цепочек на пространстве ЕАЭС и дальнейшее развитие промышленного сотрудничества станут не только важными факторами для диверсификации промышленного производства Беларуси, но и стабильной опорой для дальнейшего роста экономик всех стран-партнеров.

С приставкой микро-

— В условиях санкционного давления остро встал вопрос кооперации в микроэлектронике. Как будет развиваться данное направление и как скоро страны ЕАЭС смогут полностью закрыть потребности в данной продукции?

— Действительно, данный вопрос является одним из приоритетных в нашей работе, и мы уделяем ему особое внимание. Так, в 2022 году мы вступили в активную фазу реализации поставленных перед нами задач, направленных на развитие и усиление кооперации в области производства микроэлектронной продукции в рамках ЕАЭС.

Говоря о сроках насыщения внутренних рынков государств — членов ЕАЭС микроэлектронной продукцией национального производства, важно отметить, что по некоторым позициям товарной номенклатуры данной группы национальные производители союза уже добились существенных успехов. В данном случае речь идет о некоторых видах эпитаксиальных структур, кремниевых структур с диэлектрической изоляцией элементов, интегральных схем, транзисторов, диодов, диодных сборок дискретных полупровод­никовых устройств, микросхемах управления питанием и т.п.

Отмечу, полностью закрыть потребности внутреннего рынка ЕАЭС в такой продукции в ближайшие годы вряд ли представляется возможным. Однако, несмотря на сложности работы в данном направлении, ЕЭК совместно с уполномоченными органами союза и представителями бизнеса прилагают все усилия для стимулирования развития данного сектора посредством формирования новых направлений промышленной политики ЕАЭС.

— Что касается инвестиций в реализацию данных проектов, о какой сумме может идти речь и какие источники финансирования рассматриваются?

— Учитывая, что перспективные проекты от бизнес-планирования до запуска их в эксплуатацию являются одними из наиболее высокозатратных и их стоимость может достигать нескольких миллиардов долларов, полагаю, что на первое место должны выйти государственные программы поддержки, связанные иностранные кредиты.

Действенным механизмом для поддержки кооперационных проектов, как вы знаете, может стать новый инструмент финансирования промышленной кооперации из бюджета. В рамках ЕАЭС на данном этапе идут доработка и согласование необходимого нормативно-правового поля для практического внедрения данного механизма. Практическое внедрение позволит оказывать финансовое содействие многосторонним проектам с интеграционным потенциалом в формате 3+ в форме субсидирования процентной ставки по кредитам.

Хочется верить, что мы запустим данный механизм уже в 2024 году и, возможно, сможем его использовать в том числе для малозатратных инновационных проектов, которые могут стать отправной точкой для дальнейшего запуска более значимых крупных проектов.

Свой ответ 

— Если говорить о выпуске импортозамещающей продукции, каких успехов за последнее время удалось достичь в ЕАЭС в данном направлении?

— Лидерами по потенциалу импортозамещения в ЕАЭС являются отрасли по производству машин и оборудования, автомобилестроение, производство компьютеров, электронных и оптических изделий и химических продуктов, которые в сумме составляют более 60 процентов от общего потенциала импортозамещения.

Основой для мониторинга реализации импортозамещающих проектов в ЕАЭС являются данные Карты индустриализации Евразийского экономического союза, размещенной на сайте союза в 2021 году. Так, к 2022 году реализовано 25 проектов из Карты индустриализации ЕАЭС на общую сумму 21,23 миллиарда долларов в отраслях автомобильной, станкоинструментальной, электротехнической, химической, металлургической, медицинской и целлюлозно-бумажной промышленности, производства подъемно-транспортного и грузоподъемного оборудования, строительно-дорожной, специальной и коммунальной техники, транспортного строительства. Работа по реализации проектов из Карты индустриализации ЕАЭС продолжается и в 2023 году.