Как развивается промышленность в ЕАЭС? Какие совместные производства могут быть открыты в Кыргызстане? Как воспользоваться льготным финансированием проектов от ЕЭК? На эти и другие вопросы Sputnik ответила министр Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян.
Развитие промышленности в Кыргызстане является одной из приоритетных задач госорганов: в этом году планируется открыть 100 новых объектов. Но у отечественных бизнесменов есть возможность объединиться с коллегами из стран Евразийского экономического союза и получить льготное финансирование для проектов промышленной кооперации.
— Расскажите об успехах, которых удалось достичь в промышленном секторе ЕАЭС за последний год.
— Об успешном развитии промышленного сектора в рамках "пятерки" прежде всего говорят цифры. В 2023-м рост составил 3,7% и продолжился в текущем году. С января по июнь индекс промышленного производства вырос на 4,4%, причем рост зафиксирован во всех странах союза. Лучшие результаты показали Армения (18,2%), Беларусь (7,1%) и Россия (4,4%).
В декабре главы государств подписали декларации о дальнейшем развитии ЕАЭС до 2030-го и 2045 годов. Неслучайно развитие промышленного сотрудничества является одним из приоритетных пунктов этих документов. Буквально через месяц мы намерены представить на одобрение глав правительств основные направления промышленного сотрудничества до 2030 года. Это доказывает, что реальный сектор выступает основой экономической интеграции в объединении, вокруг него выстраиваются ключевые процессы интеграционного взаимодействия.
— А какие секторы промышленности демонстрируют наибольшие успехи?
— Наиболее заметный рост в первом полугодии 2024-го зафиксирован в производстве металлических изделий (36%) и в электронно-оптической промышленности (35,7%). Также хорошие результаты показали производство транспортных средств и автомобилестроение: рост составил 23,4%.
Сегодня государства ЕАЭС обладают серьезным потенциалом для расширения национальных производств по широкому спектру промышленной продукции. Чтобы реализовать этот потенциал, нужно укреплять научно-техническое сотрудничество, внедрять передовые инновационные решения и в первую очередь обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, которая по качеству и цене не уступает мировым аналогам. Здесь у каждой страны, прежде всего у Кыргызстана, огромный потенциал.
В рамках развития промышленного сотрудничества уже принят ряд отраслевых рекомендаций по ключевым направлениям: железнодорожное машиностроение, химическая промышленность, производство медицинского оборудования. Для нас важен голос и потенциал каждого государства-участника.
— Как изменилась структура развития промышленности в ЕАЭС после введения санкций в отношении некоторых стран? Удается ли государствам-партнерам заполнять освободившиеся ниши?
— Не секрет, что мы столкнулись с целым рядом сложностей, но надо отметить, что проблемные, на первый взгляд, ситуации открывают большие возможности.
В 2015–2021 годах доля товаров обрабатывающей промышленности государств союза на общем рынке промышленных товаров оставалась достаточно стабильной. Исключением стал пандемийный 2020 год, когда этот показатель немного снизился. Однако после введения санкционных ограничений против отдельных стран ЕАЭС наибольший спад был зафиксирован, по понятным причинам, в химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и деревообрабатывающей промышленности России и Беларуси.
Мы проводим большую работу, чтобы преодолеть импортозависимость и развивать кооперационное сотрудничество. Удалось достичь значительных результатов в авиа- и машиностроении. Например, Беларусь и Россия сегодня активно занимаются производством, ремонтом и модернизацией авиатехники, а также выпуском деталей и сборочных единиц. Одновременно белорусская компания "Могилевлифтмаш" предлагает создать сборочное производство с частичной локализацией в Армении и Кыргызстане. В вашей стране РБ также планирует открыть производство трансформаторов, а в белорусской промышленности активно используют кыргызские радиаторы. Перспективной отраслью двустороннего сотрудничества Беларуси и Кыргызстана может стать легкая промышленность, поскольку в ней у КР большой потенциал.
Мир меняется каждый день, мы сталкиваемся с разными трудностями, но можно уверенно говорить, что развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС открывает новые возможности для каждой страны. Нам предстоит большая работа, чтобы выявить и открыть новые рынки, новые возможности и развивать кооперацию, в первую очередь между собой.
— В этом году в ЕАЭС заработал механизм льготного финансирования предприятий, созданных по принципу промкооперации. Расскажите о нем подробнее.
— Я считаю, это решение можно назвать революционным: впервые у нас появилась возможность повлиять на развитие реального сектора экономики. Главной целью нового механизма является поддержка предпринимателей, прежде всего малого и среднего бизнеса. Финансирование доступно тем, кто будет создавать совместные производства, кооперационные цепочки или модернизировать существующие производственные мощности. Все это необходимо для создания рабочих мест и технологического развития.
Поддержка заключается в субсидировании процентной ставки по кредитам и займам, которые будут выдавать финансовые организации на реализацию промышленных проектов. Это пилотный проект на пять лет. На одно предприятие мы можем выделить 350 миллионов рублей в год. В 2024-м на данные цели в бюджете союза предусмотрено 1,8 миллиарда, в следующем году — 3,5 миллиарда. То есть средств для запуска механизма у нас много.
Сейчас мы проводим большую работу с малым и средним бизнесом, особенно в регионах. Чтобы люди узнали о новом механизме и могли объединиться.
— А каковы требования к проектам промкооперации для получения финансирования?
— На мой взгляд, самым важным требованием является то, что в проекте должны участвовать предприятия не менее чем из трех стран ЕАЭС. Такое решение было принято главами правительств после долгих дискуссий. Это даст возможность расширять круг участников.
Формы участия могут быть разными. Основная — поставка материалов и комплектующих, количественные требования по доле участия — не менее 5%. Есть возможность участия в виде поставки технологического оборудования и программного обеспечения, оказания инжиниринговых, строительных услуг… Наш перечень предусматривает 10 вариантов участия в проекте, что открывает большие возможности для малого и среднего бизнеса.
Второе важное требование — производимая и поставляемая в рамках проекта продукция должна быть из стран ЕАЭС.
Мы все делаем через финансовые организации. Их список утвержден на уровне членов совета. Сегодня с нашим механизмом готовы работать 63 банка. Недавно мы официально получили предложение об участии от Российско-Кыргызского фонда развития, сейчас работаем над этим вопросом.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к кыргызстанским предпринимателям и призвать их воспользоваться этой возможностью. При необходимости ЕЭК готова проконсультировать и посоветовать что-то по всем направлениям.
— Куда следует обращаться бизнесменам, которые хотят подать заявку?
— Предприниматели обращаются в банк. Если он одобряет проект, мы вместе с бизнесменами начинаем фазу активной подготовки и делаем это буквально в ручном режиме. Далее предложение выносится на консультативный комитет, получает одобрение на уровне членов совета, и все — работа начинается.
— Честно говоря, это кажется довольно сложным...
— На первый взгляд, так и есть, но, когда начинаешь процесс, понимаешь, что ничего сложного там нет: все транспарентно и ясно.
Конечно, механизм новый, со временем надо будет совершенствовать некоторые положения, потому что на бумаге все идеально, а на деле могут появиться уточнения, предложения... Мы должны получить правильные импульсы и отзывы от бизнеса, чтобы понять, что выгодно, а что мешает двигаться дальше. Поэтому сейчас так важно запуститься.
У нас на рассмотрении есть первая заявка с участием России, Беларуси и Казахстана, возможно подключение коллег из Кыргызстана и Армении. Очень надеюсь, что мы сможем одобрить этот проект и уже на его примере детально объяснять действие механизма другим заинтересованным предпринимателям.
— Недавно вы побывали в Кыргызстане, встречались с первым замглавы кабмина Адылбеком Касымалиевым и сказали, что ЕЭК готова поддержать инициативы республики в развитии производственного сектора и аграрной экономики. О какой именно поддержке идет речь?
— Действительно, мы провели довольно продуктивную встречу. В первую очередь, конечно, обсуждали возможность подключения кыргызского бизнеса к новому проекту промкооперации. Кроме того, обсудили вопросы создания на территории Кыргызстана совместного индустриального парка и промышленного технопарка с участием партнеров из государств ЕАЭС. Комиссия еще раз выразила готовность оказать содействие в продвижении этих проектов на уровне союза и привлечении финансирования по линии Евразийского банка развития.
Также мы затронули инициативу России о разработке межгосударственной программы робототехники: она пока находится в первоначальной стадии, сейчас мы плотно работаем со странами-участницами. Основным направлением может стать создание национальных центров развития промышленной робототехники, роботизации обрабатывающей и горнорудной промышленности, агропромышленного комплекса. Чтобы организовать действительно эффективную работу по этому проекту, на мой взгляд, нужно начать с создания специализированной евразийской технологической платформы. Кыргызская сторона подтвердила готовность подключиться к реализации данных инициатив.
— Вопрос об аграрном секторе. Каждая страна ЕАЭС стремится к самообеспечению необходимыми товарами, но этого довольно непросто добиться на фоне таких гигантов аграрной отрасли, как Россия и Беларусь. Стоит ли более маленьким экономикам в союзе искать свою нишу и специализироваться на изготовлении и экспорте каких-то определенных продуктов?
— Аграрный сектор является одним из жизненно важных направлений экономики всех стран. Неслучайно в декларации о развитии ЕАЭС до 2030 года главы государств уделили особое внимание вопросам развития аграрного сектора и агропромышленного комплекса. Здесь многое необходимо сделать, по многим направлениям надо углублять сотрудничество, так как у каждой страны реально значительный потенциал.
Большую долю в общесоюзном сельхозпроизводстве занимают Россия (74%), Казахстан (12,5%) и Беларусь (8,3%). В 2023 году уровень обеспеченности государств "пятерки" основными видами продовольствия превысил 93%. Потребности в зерне, растительных маслах, свинине, мясе птицы и яйцах удовлетворяются более чем на 100%, в молоке и картофеле — более чем на 95%. Наблюдается недостаток только во фруктах и ягодах.
В страновом разрезе, конечно, видны особенности. Беларусь и Россия достигли наивысших значений по самообеспеченности — 94% и 90% соответственно. В Казахстане показатель составляет 87%, в Кыргызстане — 74%, а в Армении — 67%.
Кыргызская Республика активно участвует в евразийских интеграционных процессах, в том числе в агропромышленном секторе. Сейчас мы активно работаем над внедрением цифровых технологий в АПК. На заседании Евразийского межправсовета была принята дорожная карта по формированию общего рынка продукции органического сельского хозяйства. Это очень важное направление: разработан проект международного договора, который позволит сертифицированным производителям, в том числе из Кыргызстана, поставлять органическую продукцию на общий рынок без необходимости дополнительного подтверждения соответствия.
Надеюсь, через месяц мы с министрами пяти государств соберемся в Ереване и обсудим вопросы развития данной сферы, поскольку это довольно чувствительное направление, и нужно подумать, как дальше развивать интеграцию, услышав при этом голос каждой страны-участницы.