Открывая заседание Консультативного комитета, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Бахыт Султанов отметил, что госзакупки являются одним из важнейших инструментов для стимулирования развития производства и предпринимательской активности.
«Потенциал рынка госзакупок ЕАЭС значителен. В 2021 году его общий объем составил 153 миллиарда долларов США. В прошлом году темп роста сохранился – за 9 месяцев объем рынка составил 152,8 миллиарда долларов США, то есть практически стал равен сумме за весь 2021 год», – отметил министр.
Особенно дискуссионным оказался вопрос предоставления странами-участницами друг другу национального режима в закупках. Напомним, что в соответствии с Договором о ЕАЭС государства Союза взяли на себя обязательства предоставлять национальный режим в закупках, предусматривающий равный доступ товаров и поставщиков ЕАЭС к госзакупкам друг друга.
Однако, по словам Бахыта Султанова, практическая реализация положений Договора показала, что в странах имеется гораздо больше сфер, где они, руководствуясь правом ЕАЭС, не готовы в полной мере обеспечивать предоставление нацрежима.
«Отмечу, что формируемая Комиссией отчетность по госзакупкам, осуществляемым в странах Союза, показывает, что объемы прямого участия поставщиков из других государств в закупках, а также объемы поставок товаров, производимых в странах ЕАЭС, достаточно незначительны», – подчеркнул министр ЕЭК.
Руководитель конкурентного блока ЕЭК напомнил об инициативе Премьер-Министра Республики Казахстан Алихана Смаилова о необходимости корректировки принципов функционирования национального режима в сфере госзакупок, озвученной на заседании Межправсовета в Ереване осенью прошлого года.
В качестве одного из вариантов корректировки, который поможет не только обеспечить прозрачное выполнение национального режима, но и найти баланс для эффективного привлечения странами потенциальных поставщиков к закупкам, Бахыт Султанов предложил рассмотреть возможность определения порогового значения стоимости предмета госзакупки, ниже которого национальный режим не может предоставляться.
Предложение соответствует практике Всемирной торговой организации, оно позволяет сторонам легитимно устанавливать преференции для национальных производителей ниже порогового значения.
«Активное участие бизнеса в госзакупках станет триггером для развития промышленной кооперации, создаст условия для благоприятной конкуренции между производителями из разных государств Союза. А Комиссия, в свою очередь, как наднациональный орган стремится сделать этот рынок максимально доступным для бизнеса, обеспечить соблюдение равного доступа к госзакупкам для производителей и поставщиков всех стран ЕАЭС», – подытожил Бахыт Султанов.