Достойный результат
— Михаил Владимирович, прежде чем говорить о перспективах 2022 года, логично подвести предварительные итоги 2021-го. Чем он ознаменовался для ЕАЭС, с какими вызовами пришлось столкнуться и как их преодолевали? Какие наиболее ключевые решения вы бы выделили?
2021-й стал первым годом реализации Стратегии-2025 как инструмента развития ЕАЭС, утвержденной в 2020-м главами государств ЕАЭС — в год председательства Беларуси в органах союза.
По нашим расчетам, по итогам 2021 года объем экспорта внешней торговли превысит 500 миллиардов долларов — максимального значения с 2015-го (за 11 месяцев 2021 года увеличился на 42,5 процента), а объем взаимной торговли (прирост составил 32,4 процента) превысит 70 миллиардов долларов и достигнет нового максимального исторического значения.
Наибольший вклад в экспорт на рынки стран вне ЕАЭС в январе — ноябре 2021 года внесли Беларусь (рост на 50,3 процента) и Россия (рост на 45,4 процента). Основными покупателями экспортируемых из ЕАЭС товаров являлись страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Активизировались зарубежные экономические связи. В 2021 году вступили в силу 15 международных договоров, подписано 9 новых соглашений с иностранными партнерами, которые в настоящее время проходят ратификацию в странах. Принят Протокол к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном.
Главами государств одобрен переход ко второму этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Все мероприятия первого этапа (2018—2021 годы) выполнены.
Перечисленное — далеко не полный список того, чего удалось достичь в прошедшем году. Сделан хороший задел на будущее для плодотворной работы в целях дальнейшего усиления интеграционных процессов.
Высокая оценка
— 2022 год для ЕЭК — юбилейный. 2 февраля исполнится десять лет с начала функционирования комиссии. За это время союз обрел прочную институциональную и нормативную базу. Вы как председатель какую бы дали оценку деятельности ЕЭК?
На постоянной основе ведется целенаправленная работа по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке союза. Продолжается работа по формированию единой системы технического регулирования союза.
В октябре 2021 года Совет ЕЭК утвердил план по устранению наиболее значимых изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС, что будет содействовать более активной торговле и бесшовному транзиту.
Работа комиссии осуществляется в тесном контакте с государственными органами сторон. В 2021 году проведено более 50 совместных мероприятий с представителями хозяйствующих субъектов. В 2021-м состоялись встречи по проблемным вопросам с бизнес-сообществами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России. Прошло два заседания Консультативного совета по взаимодействию комиссии и Делового совета ЕАЭС.
2021 год стал знаковым по многим чувствительным направлениям сотрудничества, которые, несмотря на их актуальность, не решались годами. Например, приняты документы о равном доступе всех субъектов хозяйствования к госзакупкам в государствах — членах союза, подписаны соглашения о применении навигационных пломб при перемещении товаров, таможенном транзите и другие. Благодаря этим мерам устраняются многие препятствия во взаимной торговле и транзите товаров.
Главами государств по предложению комиссии 10 декабря 2021 года подписан пакет поправок в Договор о ЕАЭС — так называемый II Большой протокол. Всего в документ включено 139 дополнений и изменений, которые направлены на устранение пробелов в правовом регулировании, снятие имеющихся ограничений.
Тесное взаимодействие
— Прошлый год наглядно продемонстрировал необходимость более тесной кооперации между странами ЕАЭС, в том числе в промышленности. Какие задачи ставятся в этом плане на 2022 год и каких прорывных проектов следует ожидать?
Приоритетное внимание уделяется актуальным задачам. Так, в 2022 году государства-члены совместно с комиссией обеспечат дальнейшую проработку вопросов организации совместного производства вакцин, в том числе против коронавирусной инфекции, на территориях стран союза и формирование евразийской технологической платформы в сфере производства фармацевтической продукции. Мы в ЕЭК считаем, что целесообразно разработать стратегию развития общего рынка фармсубстанций ЕАЭС в целом.
Важным направлением работы является формирование комплексного плана сотрудничества в авиастроении. В декабре 2020 года Президентом Российской Федерации было инициировано расширение сотрудничества в авиастроении. Совместно со сторонами комиссия разработала соответствующий План мероприятий на 2022—2023 годы. В феврале 2022-го мы планируем вынести вопрос на рассмотрение премьер-министров стран союза. Для Беларуси как участника проекта это представляет большой интерес.
Идет наработка комплекса мер по Евразийской программе импортозамещения, о необходимости которой говорил Президент Беларуси на заседании Высшего совета. Одним из важнейших направлений нашей работы является цифровая трансформация промышленности в ЕАЭС. Это будет новым этапом развития и модернизации промышленного производства. Уже сейчас в государствах — членах союза сформировался запрос на создание информационной системы промышленности в ЕАЭС. Система должна связать производственные и научные организации, потребителей промышленного оборудования, товаров и услуг. Мы рассчитываем на запуск этой системы в 2023 году.
Все страны союза имеют собственные цифровые приоритеты и национальные программы цифровой трансформации отдельных отраслей и экономики в целом. Но есть большой пласт вопросов, заниматься которыми эффективно можно только на наднациональном уровне. Это и выстраивание трансграничной промышленной кооперации, формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров, и создание умной евразийской системы цифрового технического регулирования.
Соответствующие проекты уже разрабатываются комиссией. Они должны поставить на службу экономикам стран союза последние технологические достижения: большие данные, облачные решения, элементы машинного обучения. Конечно, сегодня мы видим, что эти проекты могли бы реализовываться быстрее. Отчасти сдерживающим фактором остается неравномерность цифрового развития стран — участниц союза. Приходится сталкиваться с неготовностью национальных компонентов, отсутствием в некоторых странах необходимой цифровой инфраструктуры или информационных ресурсов.
Крайне важной задачей нашей работы остается, конечно, обеспечение роста конкурентоспособности экономики союза. Цифровые технологии в этом не являются самоцелью, но остаются одним из важнейших инструментов. Большой задачей, которую предстоит решить в 2022 году, мы видим необходимость подготовки соглашения об обороте данных в союзе. Ведь информация — основа цифровой экономики. Соответствующая Группа высокого уровня, созданная комиссией, уже в январе 2022 года приступила к работе. Очень вероятно, что потребуется корректировка приоритетов нашей цифровой повестки. Мир не стоит на месте. Ситуация за последние два года изменилась кардинально. Мы столкнулись с вызовами в сфере логистики, здравоохранения, климата, безопасности. И цифровые инструменты могут стать серьезным подспорьем в решении этих проблем.
Ставка на инвестиции
— Какие перспективы для наращивания инвестиционного потенциала есть у стран союза?
К сожалению, динамика валового накопления основного капитала в целом по ЕАЭС недостаточна. Основные объемы инвестиций направляются в сырьевой сектор государств — членов ЕАЭС. Дело нужное, однако необходима диверсификация экономик стран союза. В Беларуси ситуация несколько лучше, поскольку в обрабатывающую промышленность направляется более 21 процента инвестиций. Аргументы министра ЕЭК академика РАН Сергея Глазьева о том, что проводимая в настоящее время центральными банками стран ЕАЭС денежно-кредитная политика является достаточно жесткой и не способствует увеличению кредитования экономики и, соответственно, стимулированию роста деловой активности в странах ЕАЭС, заслуживают внимания. Отрицательно на экономическом развитии стран ЕАЭС сказывается отставание финансовых возможностей региональных институтов развития ЕАЭС от европейских и азиатских партнеров. Имеющиеся средства евразийских институтов развития могли бы более активно использоваться для финансирования проектов ЕАЭС, обеспечивая тем самым модернизацию и диверсификацию экономик наших стран. В странах ЕАЭС удельный вес кредита в экономике ниже ведущих стран, что в значительной мере влияет на динамику и устойчивость потока инвестиций в реальный сектор экономики.
Вопросы инвестиционного развития государств — членов ЕАЭС являются актуальными и, полагаем, будут предметом обсуждения в феврале 2022 года Евразийского межправсовета и в мае Высшего Евразийского экономического совета. Призывами и лозунгами эти вопросы не решить. Должны быть убедительные расчеты, прогнозы развития, надо создать мотивационные механизмы, чтобы не только ЕАБР, но и коммерческие банки, частный капитал в целом больше инвестиций направляли в промышленную сферу. Этот сектор формирует устойчивый спрос на инновации, высококвалифицированный персонал, финансовые, логистические, маркетинговые услуги. От его объемов напрямую зависит устойчивость экономик. Определенные предложения в ЕЭК наработаны. Одним из механизмов снижения стоимости кредитных ресурсов может стать выделение средств Евразийского фонда стабилизации и развития, аккумулируемых на предоставление грантов. Кредиты и гранты ЕФСР следовало бы направлять также на стимулирование спроса на промышленную продукцию стран союза и расширение промышленной кооперации. Конечно, требуются решения высокого уровня о справедливой политике инвестиций в ЕАЭС.
Еще одним инструментом реализации кооперационных проектов может стать применение схемы финансирования межгосударственных программ и проектов ЕАЭС. Соответствующее Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере имеется, но необходимо в полной мере использовать возможности Евразийского фонда стабилизации и развития, Евразийского банка развития, других институтов. Стратегией-2025 определена задача по формированию правовой базы по разработке, финансированию и реализации совместных программ и проектов во всех сферах экономики. Я уверен, эти непростые задачи будут решены успешно! Консолидация национальных усилий и активная инициативная работа союзных органов над достижением этих целей, решением других актуальных задач, несомненно, позволят нашему Евразийскому экономическому союзу выйти на новые уровни экономического развития, обеспечат мир и согласие в обществе и благополучие граждан.