ЕЭК в СМИ

08.07.2022

Узбекистан — ЕАЭС: архитектура взаимовыгодных отношений

В преддверии рабочего визита Председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича в Узбекистан, в ходе которого предполагается подписание документов, направленных на активизацию взаимодействия ЕАЭС и Республики Узбекистан как государства-наблюдателя при этой организации, редакция «Народного слова» попросила Михаила Мясниковича ответить на ряд вопросов, связанных с его предстоящим визитом:


— Михаил Владимирович, Президент Узбеки­стана Шавкат Мирзиёев придает особое значение участию Узбекистана в ЕАЭС в статусе государства-наблюдателя, отмечая эффективное взаимодействие нашей страны с различными органами объединения, прежде всего с Евразийской экономической комиссией. Насколько плодотворно это взаимодействие? Что оно конкретно дает странам — участницам ЕАЭС и самому Узбекистану?

— Узбекистан и страны Евразийского экономического союза связывают долгие годы сотрудничества. Однако в конце декабря 2020 года благодаря получению статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС контакты вышли на принципиально новый уровень. Также новые возможности для сотрудничества появились в связи с подписанными 30 апреля 2021 года в городе Казани Меморандумом о взаимодействии между ЕЭК и правительством Республики Узбекистан и Планом совместных мероприятий до 2023 года.

Сегодня стороны находятся в постоянном живом диалоге, очень активно работая по «расшивке» и дополнению положений, обозначенных в упомянутых документах. В целом же речь идет о создании инфраструктуры для полноформатной реализации статуса страны-наблюдателя, сотрудничества на системной основе.

Например, совместная рабочая группа по взаимодействию между ЕЭК и правительством Узбекистана уже готовит второе заседание. Представители Узбекистана могут принимать учас­тие в разных встречах на площадке комиссии, что важно для понимания особенностей ее работы и повестки ЕАЭС, укрепления диалога, который поддерживается на самом высоком уровне.

Президент Узбекистана регулярно принимает участие в заседаниях Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) и вносит много конструктивных предложений. Так, на заседании ВЕЭС 27 мая нынешнего года Шавкат Мирзиёев подчеркнул важность сотрудничества Узбекистана со странами Евразийского экономического союза, поскольку совершенно справедливо считает, что мы являемся естественными партнерами.

Благодаря этому импульсу наше сотрудничество носит системный характер: есть соответствующие планы, «дорожные карты», проводятся семинары. Мы все время на связи с полномочным представителем Узбекистана в ЕЭК Шухратом Шукуровым. Хочу отметить очень активную работу со стороны заместителя Премьер-министра — министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Сардора Умурзакова и Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Российской Федерации Ботиржона Асадова.

Если говорить о преимуществах сотрудничества, то можно отметить, что идеология ЕАЭС предполагает исключительно прагматические соображения взаимной выгоды от устранения трансграничных барьеров между государствами постсоветского пространства, экономика которых создавалась как единый народно-хозяйственный комплекс. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев как раз призывает страны ЕАЭС устранять технические барьеры для доступа на рынки.

Поэтому особую значимость приобретает задача продолжить формирование благоприятных условий для наращивания взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Тем более что сотрудничество с Узбекистаном носит для Евразийского экономического союза стратегический характер по масштабам и спектру номенклатуры. Чем глубже и эффективнее наша интеграция, чем весомее общие экономические достижения, тем более привлекателен для международных партнеров ЕАЭС.

В связи с этим взаимодействие Евразийской экономической комиссии и Узбекистана — это новые возможности для бизнеса и обычных людей, которые также заинтересованы в добрососед­ских отношениях. Исходя из обнародованных в мае 2020 года данных Центра экономических исследований и реформ Республики Узбекистан 74 процента граждан страны позитивно относятся к идее углубления взаимодействия с ЕАЭС. Это, разумеется, не случайно. В частности, немало трудоспособных граждан Узбекистана работают в России. Фактор трудовой миграции — одна из важных составляющих для ЕАЭС, так как трудящиеся входящих в него стран имеют одинаковые права при трудоустройстве.

Одна из инициатив лидера Узбекистана на заседании в мае этого года Высшего Евразийского экономического совета связана как раз с этой темой. Шавкат Мирзиёев предложил упростить в странах ЕАЭС процедуры для привлечения рабочей силы, принять для этого необходимые документы, что позволит эффективно обеспечить и задействовать трудовые ресурсы в соответствии с быстро меняющимися потребностями экономик стран-участниц и государств-наблюдателей при ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия работает над решением этих задач. Проводятся встречи с представителями ряда профильных ведомств Узбекистана, наши специалисты презентовали унифицированную систему поиска «Работа без границ». Поясню, что система поиска работы и подбора персонала на территории стран ЕАЭС включает более 500 тысяч вакансий и более двух миллионов резюме. Это один из проектов ЕЭК.

Ко всем инициативам руководства Узбекистана мы относимся очень внимательно. Например, к недавним предложениям Президента Шавката Мирзиёева по сотрудничеству в аграрной и туристской сферах. Что касается разработки совместной программы в сельском хозяйстве, она могла бы охватить вопросы совместного выращивания зерновых и масличных культур в странах ЕАЭС, а также плодоовощной продукции, включая ранние сорта, в Узбекистане с целью гарантированного насыщения рынков вашей страны и Евразийского экономического союза в целом.

— Товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС в 2021 году увеличился почти на треть по сравнению с допандемийным 2019 годом. Каковы основные факторы этого роста?

— По сравнению с доковидным 2019 годом рост оборота внешней торговли в 2021-м составил 28 процентов, экспорт увеличился на 36 процентов, импорт — на 10,3 процента. Активный рост товарооборота мы наблюдаем все последние годы, даже несмотря на сложности пандемийного периода. По итогам 2021 года оборот внешней торговли стран ЕАЭС с Узбекистаном составил 11,6 миллиарда долларов по сравнению с 9,4 миллиарда долларов в 2020 году. Рост составил 22,9 процента, тогда как в 2020 году по сравнению с 2019 годом этот показатель был на уровне 4,1 процента.

В январе — мае нынешнего года, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, оборот внешней торговли товарами и услугами с ЕАЭС составил 5,6 миллиарда долларов, что больше, чем за аналогичный период прошлого года, на 26 процентов.

Такие результаты вполне можно отнести к первым эффектам от усиления взаимодействия ЕАЭС и Узбекистана, в том числе в новом формате. Ведь бизнес Узбекистана получил возможность прямого диалога и взаимодействия с коллегами из стран Евразий­ского экономического союза. Это подтверждается тем, что по итогам 2021 года страны ЕАЭС находятся на первом месте в общем рейтинге всех торговых партнеров Узбекистана. ЕАЭС также лидирует в экспорте и импорте.

Узбекистан пишет новую главу своей истории, проводит грандиозные успешные социально-экономические реформы, становясь одним из передовых государств СНГ и Центральной Азии с открытой экономикой. Узбекистан активно развивается благодаря политике, инициированной и проводимой ее лидером Шавкатом Мирзиёевым. Мы в Евразийской экономической комиссии рады вашим успехам и возможности взаимовыгодного взаимодействия. Комиссия всеми имеющимися инструментами содействует этому движению.

Не сомневаюсь, что и в дальнейшем положительная динамика по товарообороту сохранится. У нас хорошие перспективы. По оценкам экспертов Евразийского банка развития, нереализованный потенциал экспорта Узбекистана в ЕАЭС превышает 1,1 миллиарда долларов. Это резервы, которые нужно обязательно задействовать. Наращивание экспортных поставок Узбекистана возможно во все страны евразийской пятерки.

— Как в ЕЭК относятся к предложениям, высказанным Президентом Узбекистана, в частности, по устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле? Ведется ли работа по совместной выработке подходов и механизмов по созданию наиболее благоприятных условий для увеличения товарооборота со странами ЕАЭС?

— Все инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева очень продуманны и направлены на развитие экономики страны, повышение жизненного уровня граждан. Мы в комиссии их поддерживаем.

Самое пристальное внимание уделяем вопросам устранения препятствий во взаимной торговле, ведь от количества таких препятствий зависит объем взаимной торговли.

Упомянутые ранее програм­мные документы предусматривают возможность консультаций для устранения барьеров и ограничений во взаимной торговле с учетом международных обязательств. В целом же мы исходим из того, что такая работа будет проводиться в удобном для заинтересованных сторон формате.

Несколько конкретных вопросов уже обсуждены со странами на площадке ЕЭК. Принято решение, что на данном этапе целесообразно проведение консультаций с узбекистанской стороной на двустороннем уровне.

Кроме того, хочу отметить работу в рамках Плана совместных мероприятий правительства Республики Узбекистан и ЕЭК на 2021—2023 годы. В блоках Евразийской экономической комиссии предусмотрены специальные семинары по конкретным направлениям взаимодействия: электронная торговля, маркировка товаров, регулирование торговли. Это лишь краткий перечень, по которому работает наша комиссия. 

Такой формат предусмотрен в работе со специалистами государственных органов Узбекистана. Он нужен, чтобы снять правовые пробелы и разночтения при взаимодействии, гармонизации взаимоотношений. Так, ЕЭК регулярно проводит семинары по техническому регулированию, конкуренции, таможенной инфраструктуре и информационному взаимодействию в таможенной сфере, реализации полномочий в сфере предоставления в ЕАЭС промышленных субсидий и другим направлениям.

— Каково ваше отношение к предложениям лидера Узбекистана по созданию новых транспортных коридоров для наращивания транзитного потенциала стран ЕАЭС, реализации совместных проектов «зеленой» энергетики, проведения в Узбекистане очередного Евразийского цифрового форума?

— Все государства Большой Евразии ориентированы на реализацию транзитного и логистического потенциалов, обеспечивающих связуемость территорий и устойчивую мобильность населения. Понятно, что у каждой страны огромного региона свои особенности. Предложения по созданию новых транспортных коридоров практически совпадают с целями и задачами, определенными в стратегических документах ЕАЭС. Можно говорить про двустороннее движение и взаимный интерес.

В настоящее время коллегия ЕЭК утвердила Перечень евразийских транспортных коридоров. В него включены евразийские одномодальные железнодорожные маршруты и евразийский мультимодальный маршрут, а также евразийские автомобильные коридоры и маршруты. Сейчас мы готовим комплексный план развития евразийских транспортных коридоров, в который закладываем приоритетность их развития. План будет принят в нынешнем году. Эти меры предоставляют больше возможностей для национальных экономик получить преимущество в глобальной конкуренции за транзит.

В рамках реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года готовится перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, в который по предложению Кыргызстана включен проект строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбеки­стан. Стороны продолжают переговоры по техническим вопросам проекта. Основными вопросами являются маршрут, размер колеи и схема финансирования. Этот новый железнодорожный коридор станет южным ответвлением континентального моста Евразии и откроет доступ на рынки Юго-Восточной и Западной Азии и стран Ближнего Востока.

В этом контексте, считаю, инициативы, направленные на развитие транспортного сообщения в ЕАЭС по созданию транспортных коридоров, позволят диверсифицировать каналы поставок и создать условия для долгосрочной стабильности на евроазиатском пространстве.

Что касается цифровой повест­ки, то «дорожной картой» наших совместных мероприятий на 2021—2023 годы предусмотрено распространение позитивного опыта ЕАЭС в сфере цифровизации, в том числе по проработке вопроса применения цифрового проекта в сфере трудовой миграции «Работа без границ».

Если говорить о цифровом форуме в Узбекистане, полагаю, что проведение совместных мероприятий, «круглых столов», семинаров по вопросам цифровизации, безусловно, придаст импульс нашему дальнейшему сотрудничеству в этой сфере.

Пока мы сосредоточены на уже намеченных мероприятиях. Так, 15—16 сентября в Самарканде пройдет саммит ШОС, к которому мы тоже готовимся. Узбеки­стан играет особую роль в этой организации, которая является важной компонентой архитектуры межгосударственного взаимодействия и региональной интеграции в Евразии. Развитие диалога ЕАЭС и ЕЭК с ШОС предусмотрено проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Фактически страны ЕАЭС и ШОС образуют ядро евразийского континента. Их отношения определяют вектор дальнейшего развития всего огромного региона. Напомню, Казахстан, Кыргызстан и Россия одновременно являются членами и ЕАЭС, и ШОС. Беларусь имеет статус государства-наблюдателя при ШОС, Армения — партнера по диалогу. Это обеспечивает взаимосвязь наших интеграционных объединений.

— Весной нынешнего года в Ташкенте прошла Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ. Центральная Азия», в которой приняла участие и многочисленная делегация ЕЭК. Ею совместно с Минпромторгом России был организован «круглый стол» по вопросам расширения сотрудничества в области гражданского авиастроения в рамках Евразийского экономического союза. В каких еще направлениях промышленной кооперации в рамках ЕАЭС было бы взаимовыгодно участие Узбекистана?

— В первую очередь можно говорить про расширение производственной базы ЕАЭС и промышленной кооперации. Импортозамещение авиационных компонентов силами предприятий государств ЕАЭС — самое актуальное направление. Благодаря встречам на площадке «ИННОПРОМ» это стало еще более очевидно. Планируется определить перечни авиакомпонентов, по которым существует критическая импортозависимость, и изыскивать возможности организации их производства силами предприятий стран ЕАЭС. Это станет базой для новых кооперационных цепочек в гражданском авиастроении.

Сотрудничество с Узбекистаном возможно и по другим направлениям. Например, сейчас узбекская сторона готовит ряд предложений по проектам, которые могут быть внесены в Карту индустриализации ЕАЭС.

— Какие новые инициативы о развитии сотруд­ничества в рамках ЕЭК с Узбекистаном обсуждались в ходе Евразийского экономического форума-2022, прошедшего в мае нынешнего года в Бишкеке?

— Форум в Бишкеке стал во многом знаковой площадкой для обсуждения механизмов формирования институтов поддержки бизнеса, экспортных контрактов наших компаний, создания новых логистических цепочек как в рамках ЕАЭС, так и в ходе взаимодействия с третьими странами и государствами-наблюдателями при ЕАЭС.

Нам удалось сверить часы, обсудить насущные вопросы повест­ки евразийской экономической интеграции как частного, так и более глобального свойства.

Среди таких глобальных проектов нужно отметить создание Большого Евразийского партнерства, которое охватывает не только страны ЕАЭС, но и государства СНГ, ШОС, АСЕАН, крупнейшие экономики Евразии, такие как Китай, Индия и другие страны.

Большое Евразийское партнерство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всем континенте, конечно же, при учете многообразия моделей развития, культур и традиций всех народов.

Большое Евразийское партнерство должно реализовываться через крупные трансграничные проекты в сфере транспортной, телекоммуникационной и электроэнергетической инфраструктуры, цифровой трансформации торговли и транспортных услуг, а также реализации отраслевой повестки сотрудничества.

Безусловно, такой проект дает великолепную возможность и для тех инициатив, которые мы вырабатываем и обсуждаем с Узбекистаном.

— В чем, по вашему мнению, перспективно взаимодействие стран — участниц ЕАЭС с Узбекистаном в ближайшей перспективе?

— В ходе предстоящего визита мы планируем подписать актуализированный проект дальнейшего сотрудничества с Республикой Узбекистан. Ряд направлений страны ЕАЭС согласовали для включения в План совместных мероприятий до 2023 года. Прежде всего это цифровизация грузовых железнодорожных перевозок, а также реализация проекта «Евразийский агроэкспресс».

Мы рады интенсификации диалога между деловыми кругами государств — членов ЕАЭС и Узбекистана. Евразийская экономическая комиссия планирует провести в нынешнем году совместное заседание представителей Делового совета ЕАЭС и ТПП Республики Узбекистан. Такой формат придаст дополнительный импульс диалогу, будет полезен бизнесу, государству и простым людям.

Надеюсь, дальнейшее взаимодействие по широкому кругу во­просов торгово-экономической повестки будет только нарастать на благо наших стран и народов.

В целом же углубление торгово-экономического взаимодействия может положительно повлиять на рост экономики Узбекистана. Отмечу, что страны ЕАЭС благодаря интеграции также улучшают свои экономические показатели. Так, за первый квартал 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ВВП стран Евразийского экономического союза увеличился на 3,5 процента. Улучшаются кооперационные связи, растет экспорт, больше привлекается инвестиций, увеличивается приток денежных средств от трудовых мигрантов. Перспективно подключение Узбекистана к процессу развития трансъевразий­ских транспортных коридоров. Можно говорить о расширении связей в области водноэнергетического комплекса Центральной Азии.

Безусловно, я расцениваю свой визит в Узбекистан как еще одну возможность обсудить на высоком уровне перспективы взаимовыгодного сотрудничества. 

Уверен, переход к более высокому формату взаимодействия Узбекистана и государств — членов ЕАЭС был бы логичным продолжением достигнутого ранее и способствовал бы получению дополнительных экономических выгод для государства и простых людей.