- Арзыбек Орозбекович, на фоне ограничений на западном направлении заговорили о важности коридора "Север-Юг". Для каких стран помимо России выгоден этот маршрут, кто в нем заинтересован?
- Коридор "Север-Юг" важный транспортный маршрут для стран не имеющих выхода к открытому морю - Армении, Казахстана, Беларуси, Монголии, стран Центральной Азии. Особую заинтересованность к коридору проявляет и Китайская Народная Республика. Это альтернатива морским путям. Маршрут дополняет классические морские торговые маршруты и сервисы, позволяет сократить время и стоимость доставки грузов из Азии в Европу и обратно. По экспертным оценкам доставка грузов может занять около 10 суток вместо 35-45 по традиционным маршрутам. Развитие инфраструктурных мощностей и пропускной способности коридора "Север-Юг" создаст альтернативу прохода по Суэцкому каналу на более выгодных условиях для грузоотправителей и грузополучателей.
- Как вырос грузооборот на международном транспортно - логистическом маршруте "Север - Юг" за 2022 год, каков прогноз на 2024 год?
- В Евразийской экономической комиссии не ведется официальная статистика по объемам перевозок в разрезе транспортных коридоров. Анализ и прогнозирование движения товарных потоков в направлении Север-Юг ведется на национальном уровне. Мы можем оперировать лишь экспертными оценками. Так вот, оценочно объем перевозок в 2022 году по коридору составил более 14 млн тонн. Мы прогнозируем рост объемов перевозок к 2024 году до 20 млн тонн.
- Какие страны будут заинтересованы в инвестициях в создание коридора?
- Все эти маршруты лишь отдельные звенья общей логистической цепочки. У каждого свои плюсы и минусы, выбор самого эффективного зависит от конкретной ситуации и критериев: вида груза, направления перевозки (экспорт, импорт, транзит), структура перевозки и так далее.
Транспортный коридор "Север-Юг" и возможные пути его развития необходимо рассматривать в более глобальном контексте, учитывая, что он является главным элементом транспортного каркаса Евразии и что все государства члены ЕАЭС являются его участниками и, естественно, заинтересованы в его развитии.
Большой интерес к коридору проявляют ОАЭ, Турция, Азербайджан, Иран, Туркменистан и другие страны. Об этом в частности говорят, как подписанные меморандумы и заявления вышеперечисленных стран так и конкретные проекты обсуждаемые с данными странами.
- В ЕАЭС системно прорабатывается совершенствование транспортного контроля на внешней границе Союза. Например, принят Порядок, определяющий единые подходы к контролю автотранспорта на внешней границе Союза. То есть, прописаны действия контролирующих органов всех государств ЕАЭС, перечень контролируемых параметров и условия проведения контроля.
Сейчас ведется согласование проекта Соглашения по допустимым массам, осевым нагрузкам и габаритам транспортных средств при движении по автодорогам, включенным в евразийские транспортные коридоры. Соглашение позволит гармонизировать условия перевозок и контроля, создать условия для свободного перемещения товаров и услуг автотранспортом, повысить эффективность межгосударственных перевозок по евразийским транспортным коридорам стран ЕАЭС.
- Когда могут быть полностью отменены разрешительные документы на перевозку грузов по территории стран ЕАЭС и в международных перевозках?
- В Комиссии эта тема поднималась не раз. Сейчас по Договору о ЕАЭС, основному документу Союза, двусторонние, транзитные, перевозки в/из третьих стран внутри "пятерки" осуществляются на безразрешительной основе. Доступ на рынок автотранспортных услуг либерализован. А вот регулирование перевозок грузов в/из третьих стран по отношению к ЕАЭС, сохранилось за каждой страной Союза.
Предложения по отмене такого регулирования вносились и вносятся регулярно. Пока у нас всеобщей согласованности по этому вопросу нет - разрешительная система защищает национальные рынки грузоперевозок от конкуренции извне.
Может ли быть сформирован единый реестр перевозчиков в ЕАЭС, чтобы обеспечить недискриминационные и прозрачные условия работы для представителей всех стран?
- Да, реестр можно сформировать. Но существует масса нюансов относительно недискриминационных условий доступа к оказанию услуг и доступа на рынок услуг с учетом отраслевой специфики видов транспорта. Формальное создание реестра перевозчиков не влечет за собой появление конкурентной среды на рынке. Это один из инструментов, позволяющих потребителю определиться с надежным исполнителем услуг. Недискриминационный доступ к услугам железнодорожного транспорта зафиксирован в Договоре о ЕАЭС.
Автоперевозки - конкурентная отрасль. При этом в Беларуси, Казахстане и России при получении допуска к международным автомобильным перевозкам грузов, предусмотрено обязательное условие включения перевозчика в реестр перевозчиков. В настоящее время такие реестры ведутся в электронном формате.
В ЕАЭС на информационном портале опубликован общий реестр таможенных перевозчиков. Это 429 таможенных перевозчика, пока в нем указана ограниченная информация в интересах субъектов хозяйственной деятельности.
Для сравнения с коммерческой биржей грузоперевозок при формировании реестра перевозчиков публикуется развернутая информация о репутации перевозчика и количестве выполненных рейсов, и иная информация которая обеспечивает прозрачные условия работы.
Потребность в информационном реестре должна сопровождаться временными и/или коммерческими выгодами для участников рынка, будь это реестр, созданный для нужд государственного управления, либо коммерческий сервис для извлечения прибыли.
- После введения ограничений на движение российских грузоперевозчиков по территории стран Евросоюза в международных перевозках стали активнее участвовать компании из стран ЕАЭС. Как изменились доли других стран в автоперевозках в Европу?
- Ограничения автоперевозок российского и белорусского транспорта по территории Евросоюза изменили рынок. Мощности, которые раньше использовали на европейских маршрутах, переориентируются на работу внутри стран. Часть перевозчиков зарегистрировали бизнес в Казахстане, Польше, Литве и Латвии. Кто-то перестроил логистику в направлении Казахстана, Турции, ОАЭ, Грузии и Армении. Логистические цепочки усложнились, появились дополнительные расходы на логистику и таможенные процедуры в третьих странах.
- Сегодня в целом повышенное внимание уделяется вопросам цифровизации. Какие меры планируется принять в ЕАЭС в сфере транспорта?
- В ЕАЭС переход на "цифру" в транспортной деятельности базируется на формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров. Это будет открытая цифровая среда обмена логистической информацией, владельцами и (или) операторами которых может являться как бизнес, так и органы государственной власти.
Определен перечень приоритетных сервисов и цифровой инфраструктуры. В их числе сервисы, позволяющие обеспечить оn-line управление перевозкой и взаимодействие участников перевозочного процесса, забронировать очередь в пункте пропуска, выбрать объект придорожного сервиса, перейти на применение транспортных документов в электронном формате.
В деле цифровизации транспортной деятельности авангардом выступает железнодорожный транспорт, в отрасли полномасштабно формируется основа для комплексной технологии цифровых безбумажных импортно-экспортных железнодорожных перевозок.
Активно развивается цифровое взаимодействие с таможенными органами, где автоматизированная система "Электронная перевозка" выступает информационно-телекоммуникационным, техническим и технологическим интегратором при осуществлении таможенных операций.
Главами правительств утвержден План первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем. Предусмотрен переход на комплексную электронную технологию перевозки грузов при двусторонних и транзитных перевозках между странами ЕАЭС, а в дельнейшем и с третьими странами, в частности, с Китаем.
Для развития интеллектуальных транспортных систем до конца 2023 года планируется разработать проект Концепции по совершенствованию взаимодействия национальных интеллектуальных транспортных систем стран ЕАЭС. Будет сформировано единое информационное пространство для органов транспортного (автомобильного) контроля. Сейчас идет работа над интегрированной информационной системой ЕАЭС для транспортного контроля на внешней границе Союза. Уже успешно протестировали национальные сегменты, до конца этого года страны ЕАЭС должны запустить процесс в эксплуатацию. В результате повысим эффективность транспортного контроля, оптимизируем информационные потоки при взаимодействии участников и перейдем к использованию интегрированной системы Союза.
- Что уже сделано в направлении цифровизации перевозок в ЕАЭС?
- Страны "пятерки" уже обеспечили возможность перехода на электронные перевозочные документы в рамках Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) при перевозках между Беларусью, Казахстаном и Россией.
Проводится "пилот" по использованию электронной унифицированной железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС при перевозках между Казахстаном и Россией. Беларусь, Казахстан и Россия определили уполномоченные удостоверяющие центры, доверенных третьих сторон.
По проекту "Создание экосистемы цифровых транспортных коридоров" планируется обеспечить электронное взаимодействие железнодорожных перевозчиков с контролирующими органами.
Переход на цифру обсуждается и для морских пунктов пропуска ЕАЭС. В декабре 2022 года мы рекомендовали странам исходить из необходимости создания условий для полного перехода на электронный документооборот, применение цифровых технологий, а также рассмотреть возможность внести изменения в национальное законодательство. Работу продолжим в 2023 - 2025 годах.
- Как идет внедрение электронных пломб на территории стран ЕАЭС?
- Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок подписано в 2022 году. Предусмотрена "мягкая" адаптация перевозчиков и госорганов за счет поэтапности внедрения. Так что, о тотальном переходе на использование технологии говорить пока рано.
Есть ряд процедурных моментов. Соглашение вступит в силу после ратификации во всех странах ЕАЭС. Далее Комиссия в течение 180 дней должна обеспечить принятие ряда решений. Для функционирования механизма отслеживания перевозок требуется обновленное нормативное регулирование как на наднациональном уровне, так и на уровне отдельных стран. По нашей части - на уровне Евразийской экономической комиссии, будет принято около 28 решений, которые определят унифицированные требования к пломбам, объем закладываемой в пломбу информации, информационный обмен данными и другие.
На национальном уровне также нужно предпринять ряд мер. Например, определить в странах операторов отслеживания перевозок и обеспечить заключение между ними соглашения, чтобы был понятен механизм их взаимодействия, включая финансовые аспекты.
- Как обстоят дела в сближении норм безопасности полетов, обеспечения сертификации и летной годности воздушных судов на территории ЕАЭС?
- Авиационные эксперты сторон провели на площадке Комиссии серьезный анализ и пришли к выводу, что законодательство стран ЕАЭС соответствует международным нормам, в том числе по безопасности полетов. У нас схожее правовое регулирование, взаимодействие между авиационными властями налажено, а различие терминов в законодательстве не препятствуют интеграционным процессам.
Тем не менее, эксперты прорабатывают возможности для дальнейшего сближения по нескольким направлениям. Это порядок информирования при перемещении воздушного судна, не имеющего сертификата летной годности, определение оснований для выдачи разрешения на полет воздушного судна, не имеющего сертификата летной годности или временно его утратившего. А также требования к санитарной обработке воздушных судов и сроку временного пребывания без виз членов экипажей самолетов авиакомпаний из стран ЕАЭС.
Кроме того, рассматриваем новые направления для сближения. Речь идет о признании сертификата по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники, гармонизации систем обслуживания воздушного движения, создании интегрированной информационной базы данных авиационных событий для систем управления безопасностью полетов. Также это обмен информацией на межгосударственном уровне: о безопасности полетов, о происшествиях и инцидентах, о выявлении незадекларированных (неправильно задекларированных) опасных грузах.