Մենք ապրում ենք փոփոխությունների դարաշրջանում: Բոլորովին վերջերս քննարկումներ էին ընթանում գլոբալացման վերաբերյալ, այնուհետ առաջացավ տարածաշրջայնացման հակառակ միտումը: Թվում է, թե այսօր այդ գործընթացները հավասարակշռել են միմյանց, ինչի արդյունքում մենք նկատում են, թե ինչպես են պետությունները աշխարհով մեկ միավորվում ինտեգրացիոն դաշինքներում` ընդհանուր օրակարգի և ապագայի խնդիրների ընդհանուր ցուցակի հիման վրա և սկսում են շարժվել նույն ուղղությամբ:
Мы живем в эпоху перемен. Совсем недавно шла дискуссия о глобализации, затем возник обратный тренд регионализации. Сегодня эти процессы, кажется, уравновесили друг друга, в результате чего мы наблюдаем, как государства по всему миру объединяются в интеграционные блоки на основе общей повестки дня и общего списка задач на будущее и начинают двигаться навстречу друг другу.
Европа уже давно живет под сводом ЕС. В Латинской Америке развивается интеграция в рамках таких организаций, как МЕРКОСУР и Тихоокеанский Альянс. Летом 2015 года 26 африканских стран подписали соглашение о зоне свободной торговли и подтвердили стремление создать Африканский экономический союз. Растет роль АСЕАН в Азии. Соединенные Штаты Америки сейчас запускают два новых глобальных интеграционных проекта – Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство.
Кыргызстан не ушел в сторону от мировых тенденций. Наша страна вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Присоединение к Союзу стало результатом долгой и кропотливой работы переговорных команд Кыргызстана, других стран Союза и Евразийской экономической комиссии. Мы стали полноправным членом Союза и теперь выступаем на арене мировой торговли не как игрок-одиночка, а в «общем зачете» ЕАЭС.
В свою очередь, Евразийский экономический союз разворачивает работу по налаживанию связей с другими интеграционными блоками и ведущими экономическими державами.
Примечательно, что в список участников проекта «Транстихоокеанское партнерство» входят США и Канада, страны Латинской Америки и Океании, ведущие азиатские страны, но не входит крупнейшая держава Азии – Китайская Народная Республика.
На этом фоне растущую актуальность обретает инициатива Пекина о строительстве Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).
В канун празднования 70-летнего юбилея нашей общей Победы в Великой Отечественной войне в мае 2015 г. мы стали свидетелями зарождения идеи о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Для Китая одной из целей расширения сотрудничества является поиск рынков сбыта для своих товаров, обеспечение энергетической безопасности и диверсификация источников. Внешняя политика КНР нацелена на создание благоприятные условия для внутреннего развития страны. Стоить отметить, что разбалансированность экономического развития внутренних регионов Китая является одним из факторов разработки новой стратегической концепции. Чтобы исправить ситуацию, Китаю необходимо использовать ресурсные и географические преимущества центральных и западных провинций, а также раскрыть потенциал их сотрудничества с соседними странами. При сложении этих факторов родилась идея создания собственных интеграционных зон с опорой на использование больших финансовых ресурсов. Политическое сотрудничество, инвестиции и торговля – это три основных компонента, которые содержит концепция проекта ЭПШП.
Государства-члены ЕАЭС, в свою очередь, заинтересованы в развитии транзитной инфраструктуры и транспортных коридоров, средства на которые выделяет Китай. Проект Экономического пояса Шелкового пути, совокупная стоимость которого оценивается более чем в 21 трлн. долл., – мощный инструмент для продвижения экономических и геополитических амбиций КНР. Азиатский международный инфраструктурный банк, запущенный КНР, полностью кредитует этот проект. Первоначальный взнос учредителя Китая составил 47 млрд. долл. Среди других учредителей банка – 12 европейских стран (Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Италия, Люксембург, Дания, Исландия, Испания, Португалия, Польша и Норвегия), а также три основных союзника США в Азии – Австралия, Южная Корея и Новая Зеландия. Стать учредителями банка согласились 58 стран.
Большую роль в реализации проектов должны сыграть Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, Фонд по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, а также Российский фонд прямых инвестиций.
Ожидается, что члены банка будут делать вступительные взносы, с дополнительной помощью международных фондов, включая Всемирный банк, а также инвестиций государственных и частных компаний
Для стран ЕАЭС транспортные коридоры и логистическая инфраструктура должны стать центром инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день развитые регионы не имеют точек соприкосновения для взаимовыгодной торговли, что мешает новым региональным объединениям. Реализация масштабных транспортно-логистических и экономических проектов позволит справиться с этой проблемой, объединив макрорегион, что обеспечит связь между ресурсами производствами и рынками сбыта.
Еще одной важной экономической составляющей являются транзитные перевозки. Как известно, перевозка грузов по железной дороге между Европой и Азией почти в два раза короче по времени, чем по морю. Например, перевозка груза по железной дороге из Ляньюньгана в Гамбург (11516 км) занимает сейчас 14 дней, а может быть доведена до 11 дней, тогда как перевозка по морю занимает 25-40 дней.
Одним из основных действующих коридоров сегодня является Западный Китай – Европа (проходит через такие города, как Ляньюнган, Чжэнчжоу, Ланьчжоу, Урумчи, Хоргос, Алматы, Кызылорда, Актобе, Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москва и Санкт-Петербург с выходом на порты Балтийского моря), через который проходит основная часть транзитного потока.
Также важным аспектом является развитие автомобильного и железнодорожного потенциала Кыргызстана. Интересным представляется проект строительства транзитного маршрута из КНР через Кыргызскую Республику (Торугарт) в Узбекистан, Таджикистан (268 км) и далее с выходом на порты Персидского залива. В проекте предусмотрено строительство пяти разъездов, 48 тоннелей общей протяженностью 48,9 км, 95 мостов общей протяженностью 20,9 км с максимальной высотой 50 м. Также планируется строительство перевалочной станции, на которой будет осуществляться перестановка вагонов. По прогнозам правительства Кыргызской Республики, объем грузоперевозок по железной дороге может возрасти до 15 млн тонн в год, а пассажирских - до 250 тыс. человек. Согласно предварительному ТЭО, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит 900 км, а сроков транспортировки на 7-8 суток. Кроме того, строительство обеспечит развитие транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии и предоставит удобный выход к морским портам. Также позволит использовать природные ресурсы стран региона, активизировать международную торговлю и наладить туризм.
При успешной реализации проекта у Кыргызстана появится возможность соединить разделенные на данный момент железные дороги на севере и юге страны по маршруту Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече-Арпа-Кара-Суу. Таким образом, будет сформирована внутригосударственная железнодорожная сеть, обеспечивающая надежную транспортную связь между всеми регионами страны.
Курс на сопряжение двух проектов – новое свидетельство того, что государства – члены Евразийского экономического союза и Поднебесная не конкурируют между собой, а стремятся к созданию гармоничного общего пространства взаимовыгодного сотрудничества.
Теперь нам предстоит совместно определить, каким содержанием мы наполним этот проект. Это непростая задача. «Экономический пояс» будет включать в себя много составляющих, но уже понятно, что сферы транспорта и энергетики – это скелет «пояса», который будет обрастать мышцами. Именно в этих областях лежат конкретные проекты и идеи, в которых все сейчас видят русло Шелкового пути.
Это новые возможности, но и новые вызовы для наших экономик. «Шелковый путь» должен быть дорогой с двусторонним движением в том смысле, что идеи и проекты должны исходить не от одной стороны.
Транспортно-энергетический блок, которым я руковожу в Евразийской экономической комиссии, становится в этом смысле первопроходцем. В декабре 2015 г. министры транспорта государств – членов ЕАЭС уже приняли решение о создании специальной рабочей группы, которая должна подготовить предложения по совместным проектам в рамках сопряжения Союза и Шелкового пути. В феврале этого года мы договорились определить критерии отбора этих совместных проектов. Впереди – серьезная организационная и аналитическая работа.
В этой работе будут участвовать специалисты не только наших стран и Китая, но и, весьма вероятно, представители других государств, заинтересованных в том, чтобы Экономический пояс Шелкового пути касался и их.
Цель всей этой работы – сильнее раскрыть транзитный потенциал государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе Кыргызстана – ближайшего соседа Китая.
Создать сухопутный мост между Азией и Европой. Привлечь в Кыргызстан и другие страны Союза дополнительные инвестиции в строительство новых и модернизацию существующих автомобильных и железных дорог, создание международных логистических центров, улучшение обеспеченности энергоресурсами.
Китайская пословица гласит: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». Так и Шелковый Путь начинается с первого шага. Он уже сделан. Перед нами открывается большая дорога, которую осилит идущий.